skip to Main Content

Магистрантка второго курса исторического факультета Санкт-Петербургского госниверситета (СПбГУ) и университета Сорбонна Елизавета Хаблова – одна из первых профессиональных историков, которая глубоко занимается изучением роли Николая Вавилова в развитии  научных связей между СССР и Францией. Обучение в двух вузах позволяет Елизавете работать с документальными источниками в обеих странах.

Среди российской историографии молодой историк особо отметила статью «Вавиловские сады во Франции, корни и крона» главных научных сотрудников ВИР им. Н.И. Вавилова,  профессоров Маргариты Вишняковой и Игоря Лоскутова, которые дали широкий  обзор  развития контактов Николая Вавилова  и французских  ученых. Также важные данные, на её взгляд,  содержатся в  работах В. Д. Есакова «Н.И. Вавилов и организация науки в СССР» и Э. И. Колчинского «Современное вавиловедение»

«Общая обстановка в мире после Первой мировой войны не предполагала крупного сотрудничества между учеными только что созданного СССР и капиталистическими странами. Не благоприятствовали научному взаимодействию и дипломатические отношения между Францией и Советским Союзом. Но советское правительство  ставило перед учеными практические задачи, Франция также нуждалась в научном прогрессе, и Вавилову удалось  наладить взаимодействие со многими иностранными учеными, в том числе  французскими, – такими как Огюст Мёнисье, Андре-Жорж Одрикур, Огюст Шевалье, Шарль Крепен, Эмиль Шрибо и другими, – напоминает Елизавета.  – Он вёл с ними переписку и встречался лично. А в феврале 1933 года во время поездки во Францию Николай Иванович давал лекции в Сорбонне, Национальном агрономическом институте и Музее естественной истории”.

Для погружения в тему Елизавета изучает документы разных лет самого Николая Вавилова. «Особенно меня впечатлил его студенческий дневник, в котором он делился переживаниями по поводу своего жизненного пути,  размышлениями о науке и жизни, – рассказала она. – То, с каким пылом он работал, сделав науку смыслом жизни, не может и нас не мотивировать к работе.  В некоторых смыслах, он даже стал для меня примером для подражания… ”

Другая группа российских источников – это опубликованные дневники, воспоминания и очерки других лиц о Николае Ивановиче: например, дневники брата – Сергея Вавилова,  «Воспоминания о Н. И. Вавилове» его соратницы Евгении Синской и другие.

Часть источников вводится Елизаветой впервые в научный оборот – переписка Отдела интродукции с научными учреждениями и торговыми фирмами Франции по вопросам приобретения семян и литературы;  отчеты о командировках Н. И. Вавилова и сотрудников Института растениеводства ( ныне – Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова). Эти источники представлены делами Центрального государственного архива научно-технической документации Санкт-Петербурга (ЦГАНТД СПб), фонда Р-318 «Всесоюзный научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова (ВНИИР) и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ)».

«Кроме российских архивов интересно посмотреть и французские документы,  связанные с деятельностью Вавилова во Франции, а также найти документы и о других сотрудниках ВИРа, которые бывали там в командировках, – говорит Елизавета.  – Надеюсь также опубликовать новые ценные документальные источники…”.

В наши дни во Франции  по-прежнему  придают  большое значение наследию Вавилова. Так, представители Центра прикладных ботанических исследований – CRBA, компании TERIDEAL и ассоциации Permacite, базирующиеся в Лионе, развивают проект «Вавилов», ориентированный на возрождении у французских фермеров и садоводов-любителей интереса к староместным сортам овощей и фруктов и органическому земледелию.  В ближайшее время планируется официальное открытие в Лионе “Вавиловской опытной станции”. В 2019г. французские почитатели Вавилова провели экспедицию в России и посетили Астраханскую и Дагестанскую опытные станции- филиалы ВИР.

Back To Top